Новости ВСЕЛЕННОЙ ГОМЕОПАТИИ

Летучие мыши в мифах и легендах народов мира

Необычный внешний вид, перепончатые крылья вместо передних лап, бесшумный стремительный полет, ночной образ жизни – всё это с давних времен служило причиной для распространения суеверных вымыслов об этих животных. В человеческом сознании издревле утвердилось мнение, что эти существа мерзкие, противные, питаются человеческой кровью и обладают рядом сверхъестественных свойств. Не удивительно, что они стали неотъемлемым атрибутом бесчисленных ужасных историй и фильмов ужасов. Если и есть какое-то существо, которое, кажется, порождено силами тьмы, так это летучая мышь. Из-за своей ночной активности и «странного» облика летучая мышь была объектом мифологии самых разных народов, от Японии, Филиппин и Австралии до Европы и Центральной Америки. О ней существовало довольно много легенд и культов, так или иначе связанных с этим существом, а кое-какие суеверия продолжают жить и теперь.

Происхождение рукокрылых – объект для возникновения мифов. У большинства народов существуют легенды о том, что летучая мышь – полуптица-полузверь имеет двойное происхождение. Само слово «нетопырь», распространённое в Восточной и Южной Европе для обозначения этих млекопитающих, переводится как «не-птица» или «недоптица». Болгары считали, что представители этого отряда рождаются из яйца, как птица. На Руси верили, что в летучую мышь превращается мышь обычная, поевшая со стола священной перед Пасхой пищи. Крайне распространен сюжет (он присутствует в африканских, европейских и центральноазиатских сказках) о войне между птицами и зверями и о том, что рукокрылые по ходу битвы присоединялась то к одной, то к другой стороне. В мифах и легендах Алтая этот сюжет дополнился следующими подробностями: летучая мышь раньше и днём летала, и ночами быстро бегала. Как гласит старая сказка, раньше все звери и птицы дань платили. Летит мышь как-то, а навстречу ей ястреб. Ястреб и говорит: «Почтенная мышь, я тебя три года ищу. Все птицы дань заплатили, только ты осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я птица?» – спустилась в траву и побежала. Ястреб так и ни с чем улетел. Прибежала мышь к холмам, а там её дожидается лиса: «Добрый день, мышь. Я тебя седьмой год ищу, все звери дань уплатили, ты только осталась». Мышь и отвечает: «Смотри, разве я зверь?» – расправила крылья и улетела. Лису ни с чем оставила. С того времени, боясь лисы, летучая мышь бегать совсем перестала: от страха у неё ноги отсохли. Поэтому она прячется в подземельях и дуплах и вылетает только по ночам, чтобы не попадаться на глаза ястребу и лисице.
В славянской культуре к этим животным выработалось негативное отношение, а иногда их и вообще отождествляли с нечистой силой: считали летучую мышь другом чёрта, злым духом, душой спящей ведьмы, душой умершего колдуна, вампиром, кикиморой. Этих безобидных зверьков преследовали и истребляли. В Европе в сельских местностях живую летучую мышь прибивали гвоздями к двери, как средство защиты от демонов, злых духов ночи и колдовства. На протяжении веков эти животные истреблялись не только из суеверного страха, но и из-за приписываемых им живительных свойств. Например, Авиценна рекомендовал следующее: «Возьми летучую мышь, отруби ей голову, высуши и смели её, щепотку этого порошка, какую можешь захватить тремя пальцами, дай выпить больному с сиропом и уксусом. Поможет...». В ряде стран кожу или мумию летучей мыши зашивали в одежду для защиты от сглаза. Поверье вероятно пошло от народного представления о слепоте этих млекопитающих. Считалось, что правый глаз летучей мыши, положенный в карман, может делать своего владельца невидимым, а если высушенное сердце зверька держать в руке, которой сдаются карты, это принесёт удачу в игре. Если носить этих животных при себе – к богатству. Для того чтобы приворожить богатство к дому, надо было закопать под порог голову летучей мыши, или положить её в сундук с деньгами. Если же её дать обглодать муравьям, а затем из скелета вынуть две косточки, то одной можно приворожить человека к себе, а другой – отворотить.
До сих пор широко распространен миф о вцепляющихся в волосы рукокрылых. Считалось опасным, если летучая мышь вцепится в волосы: она вызывает появление колтуна, тащит человека в колодец и топит в нём, вкручивается в голову и съедает мозг, делая человека безумным. Если она вырвет прядь волос, человек иссохнет и умрет.
Некоторые центральноафриканские племена верят, что эти зверьки являются проводниками душ ведьм на тот свет. Если урожай повреждён летучими мышами, то это определенно акт колдовства. Чтобы выявить колдуна, нужно поймать одного из крыланов, сжечь его, а пепел смешать с пивом и напоить все племя. Выпив этот напиток, колдун себя выдаст.
Связь рукокрылых с миром смерти присутствует у многих народов. Так, в Древней Греции летучие мыши (Никтериды, то есть дочери Никты, богини ночи) были священными животными Персефоны, супруги Гадеса (Аида) – бога подземного мира.

У аборигенов Австралии существует легенда о первородном грехе. Первая женщина не могла устоять перед соблазном и не посмотреть поближе гигантскую мышь. Зверёк спал и во сне общался с духами и ментальной силой сдерживал запертую в пещере Смерть. Потревоженная женщиной, летучая мышь проснулась и улетела, а Смерть вырвалась на свободу, и с тех пор люди стали смертными.
В Индии суеверные люди считали этих млекопитающих «болотными духами», которые подстерегают ночью заблудившихся путников и заманивают их в трясину. Во многих странах Европы и сейчас ещё бытует старое поверье, что летучая мышь, пролетая низко над головой человека, извещает тем самым несчастного о его близкой кончине. Хозяйки в сумерки плотно закрывают окна от этих зверьков и не выходят во двор с непокрытой головой, чтобы не вводить в искушение «друзей черта».
В рассказах об оборотнях рукокрылые играют главную роль. В ночное время эти млекопитающие, по-видимому, наиболее удобное средство сообщения в распоряжении нечистой силы. Души умерших грешников для путешествия в ад тоже предпочитают этот вид транспорта.

Однако не везде к летучим мышам было и существует негативное отношение. Так, в Финляндии существует поверье, что душа всякого спящего человека покидает его тело в образе этого зверька, чтобы к утру вновь возвратиться обратно. Убить летучую мышь – значит погубить уснувшего земляка.
В Южной Америке древние инки высоко чтили рукокрылых. Мех этих млекопитающих они использовали для украшения одежды. Причем носить такую одежду имели право только члены царствующей фамилии.
Индейцы майя считали летучих мышей священными животными. Их статуэтки часто находят археологи во многих районах Центральной Америки.
Камасоц (Кама Соц) – в мифологии майя бог-летучая мышь, воплощение ночного ужаса, смерти, жертвоприношения. Он требовал человеческих жертв. На языке киче имя Camazotz происходит от двух древних слов майя (K’iche) «kame» и «sotz’», которые означают, соответственно, «смерть» и «летучая мышь», таким образом слово «кама соц» означает «смерть-летучая мышь». В эпическом произведении майя-киче «Пополь-Вух» указано, что Камасоц управлял одним из пяти «домов испытаний» преисподней майя Шибальбы — «Домом Летучей мыши».
Скульптура Камасоца на выставке в Museo Popol Vuh
Рукокрылые почитаются в буддизме и у коренных жителей Австралии. В африканских мифах эти зверьки характеризовались, как умные животные, поскольку в полёте они не сталкиваются ни с чем и никогда. У целого ряда народов летучая мышь – это обычная мышь или крыса обманом или хитростью получившая крылья.
В одной из африканских легенд Лев, самолично отрезав кусочек кожи от ритуального барабана, сделал летучей мыши крылья, чтобы она могла следить за священной игрой, в которой принимали участие все звери. В Таджикистане этим зверькам отводилась роль «божьей коровки»: если человек хотел попросить Бога о новых знаниях или умениях, он должен был положить этому животному палец правой руки на спину и произнести вслух свою просьбу. Предположительно, зверёк должен был обязательно доставить послание адресату.
Однако наибольшего почитания рукокрылые заслужили в Китае. Так, древние китайцы признавали летучую мышь как священное создание, символизирующее счастье, прежде всего из-за созвучия её названия «фу», имеющего в китайском языке два значения: «счастье» и «летучая мышь». Особенно благословенными в Китае считались красные рукокрылые, цвет которых предполагал отпугивание демонических сил. Летучая мышь и сегодня считается в Китае символом удачи и долголетия, а пять этих зверьков с распростертыми крыльями на поздравительной открытке символизируют пожелания множества счастливых благ, прежде всего, долголетия, богатства, здоровья, удачи и невозмутимости.

Рукокрылые – ночные животные, образ жизни которых скрыт от человеческих глаз. Вероятно, основная причина, породившая небылицы о летучих мышах, – неизвестность и страх перед этой неизвестностью, таинственностью. Поэтому народная фантазия соединила эту биологическую особенность рукокрылых животных с нелепыми поверьями о злых духах и колдунах, которые тоже творят свое чёрное дело под покровом ночи. Люди ошибочно ассоциируют этих млекопитающих с вампирами и кровопийцами, вспоминают картины из фильмов ужасов. Это всего лишь мифы. На самом деле рукокрылые не опасны для человека, они полезные и безобидные животные.
Животные